Перейти к содержимому

Японский живописец Сессон Шукей

Японский художник Сессон Шукей (雪村, Sesson Shūkei, имя при рождении Satake Heizo; ~1504–1590 гг.) родился в городе Хитати (префектура Ибараки). В своё время он был самым выдающимся пейзажистом, обладавшим индивидуальными особенностями среди многочисленных живописцев того времени, писавших свои картины в стиле Сэссю Тоё. Сесон Шукей также достиг небывалых высот в использовании техники Суйбоку-га, в которой используется тушь и вода. Теперь он считается величайшим живописцем XV века.

Неподвижное лицо Сессон Шукея на его само-портрете.
Неподвижное лицо Сессон Шукея на его само-портрете.

Жизнь монаха.

О жизни этого человека известно то, что он был монахом школы Сото-сю, исповедующую Дзэн Буддизм, сейчас считающаяся одной из двух крупнейших школ этой религии наряду с Риндзай. Сесон учился живописи самостоятельно, и жил рядом с тогдашней столицей Японии – городом Киото, где одно время изучал прекрасную живопись художника Сюбуна в стиле Суйбоку-га. В 1533 он взял себе другое имя Сесон Шукей, в честь других мастеров Сэссю, Сюбуна и Шукея, оказавших на его творчество значительное влияние, но Сэссю произвёл гораздо большее воздействие на его талант, чем Сюбун. Как и Сэссю он преуспел в пейзажах, которым предавал небывалую динамичность своими смелыми живописными манерами. Дата рождения и смерти художника доподлинно не известны, как и время написания некоторых его картин.

Сессон Шукей и жанр японского само-портрета.

Портрет Итена Сосеи. Художник Сессон Шукей. 1550 год. Шёлк, 65,5 см х 22,2 см. Храм Хошюн Ин, Дайтоку Дзи, город Киото.
Портрет Итена Сосеи. Художник Сессон Шукей. 1550 год. Шёлк, 65,5 см х 22,2 см. Храм Хошюн Ин, Дайтоку Дзи, город Киото.

Маленький портрет старого монаха в залитом лунном светом зимнем снеге, висящий в Музее Японских искусств Ямато Бункакан в Нара, является не чем иным как портретом, вернее само-портретом художника-монаха Сессон Шукея. Учитывая время его жизни, данная работа является самым старым само-портретом в Японской живописи. Наиболее важно, то что эта картина может быть интерпретирована, как нарисованная автобиография, которая проливает свет на мастерство художника и его отношение к религии. Духовный и поэтический смысл открывает нам необычный взгляд на прочные традиции Дзен Буддизма, характерные школе Сото-сю, о которой упоминалось выше. Определённые аспекты стиля написания этой картины указывают на принадлежность к региональной школе живописи тушью в восточной Японии конца пятнадцатого века, установленной в храме Кенко-Дзи художником Кенко Шукеем, известным многим как Кей-Шоки или просто Кей. Это категорически меняет традиционное, ранее высказанное предположение, что Сессон был самым совершенным последователем Сэссю Тоё. Более глубокое понимание Сессона и его вклада в искусство, преимущественно в живопись, позволяет пересмотреть его место в истории японской живописи тушью Суйбоку-га.

Само-портрет Сессон Шукея.

Само-портрет Сессон Шукея. Бумага, 65 см х 22,1 см. Музей Японских искусств Ямато Бункакан в Нара.
Само-портрет Сессон Шукея. Бумага, 65 см х 22,1 см. Музей Японских искусств Ямато Бункакан в Нара.

Картина выполнена в основном тушью с слегка приглушёнными тонами. На ней изображён монах преклонного возраста, сидящий в позе медитации на низком, изогнутом стуле из бамбука. Его скромное монашеское одеяние очерчено плавными линиями поверх предварительного рисунка, сделанного в бледном сером и голубом цветах. Кэса (одеяние) покрывающая его слабые плечи, окрашенна в коричневато-жёлтые тона, надёжно закреплена кольцом. Коричневая шкура в выцветших цветах переброшена через стул и удерживается красной верёвкой, чтобы она не съехала вниз. Перед монахом на голой земле аккуратно стоят пара его сандалий.

Простое окружение и одежда монаха на этой картине сильно контрастирует с другим портретом Дзэн монаха Итена Сосеи, что уже нам говорит многое о его образе жизни. Нестандартный подход применён к изображению окружающего ландшафта, в котором крутые снежные горы возвышаются посреди размытого заднего фона с явно просматривающимися, слегка различимыми очертаниями других вовышенностей. Полнолуние на фоне тёмной размытой туши выполнено с интенсивной границей, уходящей в размытую яркую дымку в противоположную сторону. Если присмотреться, то по контуру горы заметны белые линии, создающие эффект блестящего снега, отражающего лунный свет. Аналогичный блеск виден на голове монаха, подбородке, шее и рукавах. Этот метод, применённый Сессон Шукеем, позволяет визуально объединить в одно целое ландшафт с фигурой самого монаха. Энергичные линии его лёгкого одеяния и изогнутого стула сильно контрастируют с острыми штрихами и тёмными точками, создающими определённое строение горы, говорящее о её неприступности. Центром портрета является светлое лицо монаха, выражение которому придаёт мелкая и кропотливо выполненная штриховка, кажется застывшим, спокойным и неподвижным, созерцающим свой внутренний мир.

В отражении изрезанных контуров гор, выделяется четверостишие, начерченное художником в две колнки на китайском языке, отражающее дух зимней ночи, усиливающей атмосферу уединения.

«Горы и реки сливаются одним цветом, белее пушка.
Дым из каминов окутывает крыши порой.
Прошлое подтолкнуло меня;
Моя лодка направлена домой»

В следующих статьях я рассмотрю поподробней биографию этого удивительного художника и другие его работы. Поэтому подписывайтесь и не забывайте делиться информацией, если она вам понравилась.

Андрей Шкарин.


Источники:

Добавить комментарий